К 20-летию театра (статья):
28 октября 2018 года театр «111» отметил своё двадцатилетие! В зале был аншлаг. Люди буквально стояли в проходах. Отсутствие вентиляции не стало препятствием. Два с половиной часа, которые длился праздничный спектакль «Дачники» по пьесе М. Горького, захватил зрителей стихией яркой актёрской игры, живостью, острой современностью и бурлеском актёрской импровизации.
Этот вечер собрал людей разных поколений. Учителя школы, ученики, студенты Института театрального искусства имени П.М. Ершова и Института современного искусства, актёры театра «111», выпускники актёрской школы «Измайлово» различных годов выпуска, друзья и поклонники театра, и просто люди, зашедшие в театр впервые.
Праздник состоялся! В зале была атмосфера праздника и душевного единения людей, которых объединил театр «111». Как говорят легенды, в древней Греции каждый год люди на целый месяц прекращали свои суетные дела, и всё государство собиралось в театре! Чтобы этот праздник состоялся, кто-то писал пьесы, кто-то их репетировал и руководил процессом подготовки спектаклей, кто-то строил декорации и спонсировал постановку. И вот целый месяц весь город смотрел спектакли по пьесам, написанным соплеменниками, обсуждал их, сопереживал происходящему на сцене и делал выводы о том, как жить! Это был театр, который играл про Богов и для Богов. Люди учились быть Богами! Это был Золотой век человечества!
Вот чем может стать театр для людей. Именно этой романтической мечтой были вдохновлены организаторы театра «111». Театр был создан из числа выпускников актёрско-педагогического колледжа «Измайлово». В 1994 году по инициативе театрального режиссёра Александра Владимировича Гребёнкина и известных педагогов Александры Петровны Ершовой и Вячеслава Михайловича Букатова, которые работали в лаборатории театра Института художественного образования РАО, был создан первый экспериментальный актёрско-педагогический курс. Александр Аронович Рывкин, директор школы №1811, заинтересованный театральной педагогикой, поддержал эту инициативу и предоставил помещение для занятий в своей школе. А когда в команде появился коллега и соратник Гребёнкина Александр Викторович Вичканов, работа по созданию театра и его строительству закипела полным ходом!
В 1998 году состоялся первый выпуск студентов актёрско-педагогического колледжа. Выпускники были разных возрастов, многие из них уже имели высшее образование. Например, Максим Кульков параллельно учился на юридическом факультете университета, окончила технический вуз Елена Ершова, педагогический техникум Татьяна Авдеева, технический вуз Сергей Власов, а Александр Сидоров — педагогический институт. Во время учёбы на актерском курсе он работал учителем физики в школе №1811. В то же время Евгений Сулес пришёл на курс, окончив восемь классов средней школы, и заканчивал во время обучения в колледже вечернюю школу. Первые выпускники с уважением и любовью вспоминают педагогов колледжа: мастера курса Гребёнкина Александра Владимировича (актёрское мастерство, сценическое движение и пантомима), Людмилу Михайловну Некрасову (мировая художественная культура), Юлию Михайловну Позднякову (сценическая речь), Константина Ильясовича Аксинойда (история филосифии), Екатерину ………. (вокал), Александра Яковлевича Бродецкого (топономика), Вячеслава Михайловича Букатова (театральная педагогика и герменевтика), Александру Петровну Ершову (театральная педагогика).
Судьба студентов первого выпуска сложилась по-разному. Многие стали актёрами театра и кино. Кто-то не отважился вставать на рискованный путь актёрской удачи. А несколько человек обратились к мастеру курса с предложением создать при школе №1811 свой профессиональный театр. Эту идею, слава Богу, поддержал директор школы Александр Аронович Рывкин, и в 1998 году, не смотря на массу сложностей с ремонтом помещения под театр и его финансированием, театр «111» состоялся!
И вот уже более двадцати лет в здании школы существует профессиональное содружество актёров и их вдохновителя и режиссёра А.В. Гребёнкина. До сих пор играет в спектаклях театра Александр Иванович Сидоров, хотя он сейчас живет и работает в Ростове Великом, где у него, помимо четверых детей, огромные заботы руководителя строительства. Сергей Власов, став крупным руководителем фирмы, по-прежнему играет ведущие роли в спектаклях театра, тратя на свою вторую профессию актёра большую часть свободного времени. Елена Вячеславовна Ершова, так же выпускница первого набора колледжа, защитила кандидатскую диссертацию по педагогике и, играя в театре, работает в нашей школе руководителем театрального класса и педагогом в Институте театрального искусства имени П.М. Ершова. Педагогами дополнительного театрального образования работают актёры нашего театра Татьяна Авдеева, Екатерина Шашкова, Жанна Лепина, Татьяна Горчакова. А актёр театра Александр Владимирович Страхов, выпускник мехмата МГУ и выпускник актерского колледжа третьего выпуска, стал заместителем директора школы.
За годы работы театром осуществлено более 60-десяти премьер. Сыграно около 3-х тысяч спектаклей для зрителей школы №1811, жителей района Измайлово, города Москвы и зрителей многих городов России и зарубежья. Театр неоднократно заслуженно становился лауреатом Всероссийских и зарубежных театральных фестивалей. О спектаклях театра восторженно писали театральные критики Москвы и провинции. В 2010 году театральный критик и искусствовед Алексей Шульпин написал книгу о творчестве режиссера театра «111» Александре Гребёнкине, где отметил большую работу театра «111» в формировании культуры города Москвы и яркую, талантливую режиссуру руководителя театра.
За эти годы труппа театра пополнилась новыми актёрами – учениками Александра Владимировича. Дело в том, что театр «111» в лице школы №1811 сотрудничает с двумя театральными институтами, где мастером актерских курсов работает Александр Владимирович Гребёнкин. Занятия студентов актёрским мастерством проходят в помещении театра. Это даёт школе непосредственный контакт студентов театральных факультетов с учениками театральных классов и студий школы. Ученики школы постоянно посещают этапные показы студентов по различным разделам обучения актёрскому мастерству. В театре «111» играются учебные спектакли студентов и концертные программы. Проходят творческие встречи и обсуждения спектаклей. Немаловажным фактором присутствия в помещении театра студентов является их участие в спектаклях театра «111». Именно это позволяет театру столько лет сохранять высокую планку художественного качества спектаклей. Молодая кровь и новый актёрский состав постоянно питают творческие возможности театра. За последние годы труппа театра пополнилась выпускниками театрального факультета Славянского института. Это, теперь уже ведущий актёр театра «111», Андрей Лобачевский, Галина Родителева, Анна Стерлюгина, Арсен Поляков, Полина Дмитриева, выпускник ГИТИСА Александр Давыдов, яркая молодая актриса, выпускница Красноярской театральной академии Жанна Лепина. Выпускники Института театрального искусства имени П.М. Ершова Дарья Сухомлинова, Ольга Калашникова, Константин Прокофьев, выпускник актерских курсов при театре Юрий Горячев.
Классики театра утверждают, что театр умирает примерно через пять лет своего существования. Театр «111», прожив 20 лет, претерпел четыре смерти и четыре возрождения. Кто-то уходил и возвращался, кто-то уходил навсегда. Сложно и мучительно складывалась жизнь театра профессионального по качеству работы и любительского по принципам организации и финансированию. Периодически в труппе возникает «тоска по лучшей жизни». Актёрам не хватает известности, славы, профессионального карьерного роста, да и просто экономического вознаграждения за свой качественный труд. И тогда мы вспоминаем, ради чего двадцать лет назад создавался наш театр. И становится ясно, что искусство и коммерция очень трудно уживаются «в одном флаконе». Тратить время не на репетиции и творчество, а на походы к чиновникам, сочинение петиций и поиски спонсоров для нас неприемлемо. За эти годы у нас так и не нашлось человека, который бы взял на себя задачи пиара, узаконивания и продажи наших спектаклей. Вероятно, для нас это так и должно быть, иначе наш театр не смог бы существовать.
И вот двадцать лет актёры театра «111» четыре дня в неделю приходят на службу в свой маленький театрик в школе… И это включая субботу и воскресенье! А это значит, что 20 лет эти люди свои выходные проводят не с семьями, не с детьми, а с театром и зрителями. Пойти на это могут лишь настоящие энтузиасты, люди, не представляющие свою жизнь без служения этому, для них очень важному делу. Что же такого важного в этом маленьком полуподвальном театре?
На сайте театра есть текст, который назван «Наша вера». И там следующие пункты:
- Театр не развлечение, а поиск истины бытия!
- Творчество — средство постигать свою душу и делать её лучше.
- Высшее достоинство артиста — не поиск славы, а умерщвление своего тщеславия.
- Искусство — это способ спасения души, очищение, катарсис!
- Художник не может не быть сыном своего рода, нации, культуры!
- Искусство постигать себя — постигать Бога.
- Задача театра — формировать идеалы, возрождая вечные истины в художественных сценических образах! Сердцем Истину постигать!
Возможно, именно это сближает и удерживает этих людей вместе столько лет.
Наше время характерно доминированием идеологии либерализма, проповедующей ценности индивидуализма и личностного материального успеха. Это время тотально тревожного одиночества, когда жить становится всё опаснее из-за постоянного страха за завтрашний день. Именно в это время театр стал для его создателей местом выживания и сохранения душ. Этот островок романтического прошлого и его «устарелых» ценностей коллективизма, социальной справедливости, жертвенности ради други своя и ради Родины, стал для актёров и для зрителей этого театра местом самосохранения. Современный исторический период нашей страны с доминантой либеральных ценностей, если мы его переживем, вероятно, в будущем будет определен как эпоха деградации и расчеловечивания. Так как реализация либеральных идей приводит в итоге к доминированию дегенеративных социальных процессов. Каждый пункт комплекса либеральных ценностей оказался элементом единой системы деградации. Именно поэтому «передовая Европа» уже одной ногой в могиле…Свобода личности превратилась в тиранию меньшинства над большинством. Причем, чем меньше меньшинство, тем больше у них возможностей для защиты своей свободы. Помимо того, что носители деградации в здоровом обществе всегда находятся в меньшинстве, либерализм дал им силы и власть бороться с большинством. Появилась новая идеологическая структура — миссионерство деградации. Причем пиаром этой структуры занимаются серьезные институты и вся массовая культура. Кульминация дегенеративной идеологии — это торжество индивидуализма, пропагандирующего, что интересы личности, разделяющей либеральные ценности, выше интересов общества. Любой социум подразумевает договор, который обязаны соблюдать члены этого социума, что ограничивает потребности индивида настолько, чтобы эти отношения могли существовать. А пропагандируемый индивидуализм приводит к чистой деградации социальной структуры.
Даже наше государство, которое родилось в криминальных 90-х и наследовало традиции бандитизма, выглядит вполне конкурентоспособным по отношению к странам «просвещенного запада». К счастью, все эти «травмы» на теле нашей социальной структуры не дают развернуться либеральным процессам в полную силу. И поэтому мы верим, что дотянем в нашем подвале до момента коллапса «западных ценностей», и у нас будет шанс свернуть на путь более конструктивного социального развития. Что и пытается приблизить театр «111» своей художественной деятельностью.
Будем надеяться, что театр и его руководитель найдут силы на новый этап развития и возрождения творческой жизни его подвижников в «поисках истины бытия в театральных художественных образах». И в этом ему помогает бесценная поддержка Александра Ароновича Рывкина, директора школы №1811, в здании которой находится театр. Любовь «к искусству в себе, а не себя в искусстве», актёров этого театра. Оптимизм и талант главного помощника и соратника Гребёнкина, Александра Викторовича Вичканова. Друга театра Сергея Плахотникова, Сергея Коломийца, Вячеслава Росса, Александра Ганженко, Юлии и Анатолия Леоновых, Лизы Матвеевой, Елены Швецовой, Ольги Коневой и Виктории Романовой и многих, многих других, чей интерес и любовь к театру «111» поддерживает огонь желания творческого самопожертвования этих странных людей, живущих в полуподвале своего театра. Людей, 20 лет безвозмездно и с полной самоотдачей, творящих «жизнь человеческого духа»!