Этика артиста
(правила поведения и работы в театре «111» имени П.М. Ершова)
Помни основы! Помни школу!
- Самое главное в нашей школе – это знания, которые подарили нам прошлые поколения артистов. Но получить их можно не по книгам, а в живой практике совместной работы учителя и ученика. Уважай Учителя – он источник знаний школы!
- Приходить на репетицию необходимо за 15 минут до начала работы.
- Недопустимо входить в помещение, где идет репетиция. Это процесс творческий и интимный. Нельзя нарушать его атмосферу.
- Необходимо соблюдать тишину в фойе и коридорах театра, охраняя благоговейное отношение к искусству и его творцам.
- Очень важно следить за опрятностью своего костюма, чистотой обуви, чистотой рабочих костюмов и гигиеной тела. Работа артиста требует иногда непосредственного физического контакта – уважай партнера.
- Актер обязан приветствовать любого человека вошедшего в здание театра, независимо от того знает он его или нет. Это создает уважение к театру и его работникам.
- Необходимо знать основы здорового образа жизни, любить и заниматься спортом. Истина проста – «в здоровом теле – здоровый дух».
- Помни: «Театр начинается с вешалки, а кончается на банкете». Ибо коллектив проверяется, как буднями, так и праздниками. Всегда помни о чести артиста.
- Главное – репетиция. Всё для неё и всё из неё. Репетиция – это зачатие не только спектакля, но и самого театра.
- Главный элемент профессии – самоотверженное подлинное сценическое действие в вымышленной художественной ситуации.
- Сверхзадача начинается за кулисами, а сверхсверхзадача – в обществе.
- Всё для партнёра, всё от партнёра. Партнёр – источник энергии не только в сценической жизни на занятии и репетиции, но и в жизни. Береги и цени сотворца своего. Уровнем отношения к партнёру характеризуется твой нравственный уровень.
- В конфликте виноваты всегда оба. Ищи свой промах. Всё для партнёра, для сцены, для слова, действия, режиссера, искусства – и это всё в конечном счёте делает тебя. Сухомлинский: «Нравственной личностью ты станешь тогда, когда в душе твоей навсегда поселится совесть, ответственность и долг». «Подлость заключается в молчаливом выглядывании из своей норки и любопытном ожидании, что будет товарищу, оказавшемуся в опасности».
- Развитая сенсорная система гарантирует сценическую сиюминутность. Развивай каналы восприятия, не засоряй их дурными привычками.
- Сценическое обаяние начинается с чистоплотности физической, затем духовной.
- Избегай пустословия. Разговоры не по делу сжигают наработанное коллективное время.
- Детство – источник твоего творчества и зрелости. «Чтобы стать молодым, нужно многое пережить», — О. Уайльд. Детство – это родина тебя истинного. Помни детство, учителя, школу, причастность к человечеству.
- Наблюдение жизни – основа творческого акта. Из ничего не рождается что-то. Имей эмоциональную копилку, умей увиденное чужое сделать своим.
- Имей свежесть взгляда на всё, свободу выбора, но со своих позиций. Бойся привычки, особенно к театру.
- Всегда стремись находиться в активе коллектива, а не в балласте, ибо балласт – это враг внутри.
- Главное, чтобы мы любили друг друга, а не то, чтобы любили нас. Коллектив – беда и счастье. Будем любить друг друга, и нас полюбят.
- Защити себя в искусстве благожелательным окружением. Будь проповедником своего дела. Сегодня «чужие», а завтра «свои».
- Огонь и воду проходят многие, а вот медные трубы – единицы. Имей в себе суровую совесть или честное окружение.
- Серьёзный театр должен быть легкомысленным в отношении к результату. Главное для нас — процесс.
- Твоя жизнь в искусстве в твоих руках. Жизнь должна стать аргументом твоих притязаний. «Хочешь быть счастливым – будь им», — К. Прутков.
- Память и благодарность вознаграждаются ответом. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», — А.С. Пушкин.
- Будь учеником всю жизнь. Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
- Твоя судьба в коллективе зависит от твоего характера в работе. Нужны: надёжность, честность, работоспособность, отзывчивость, умение признать ошибку и понять другого, взыскательность, любовь и ненависть, суровость и надёжность.
- Дорог не хороший артист, а хороший строитель театра. Здоровье коллектива дороже талантливого индивидуалиста.
- Школа – студия – театр! Основа здорового развития. Школа – система убеждений по профессии, студия – система убеждений профессии, подкреплённая общими принципами жизни, и всё это выливается в театр.
- Нет искусства без упражнений, как нет упражнений без искусства.
- Спектакль – это репетиция на зрителя.
- Зритель – партнёр, сотворец театра. Нельзя кокетничать с ним, заискивать, казаться лучше или хуже. Соврёшь ему – соврёшь себе и наоборот. Не иди на сделку с совестью.
- Корысть губит театр.
- Жизнь духа раскрывается через выразительную жизнь тела.
- Стремись играть целое, не мельчи. Я играю не свою роль, а спектакль. Не играй слова, играй блок поступка.
- Самостоятельность – источник творчества.
- Сознательная и волевая принадлежность к школе, к направлению в искусстве – профессиональная нравственность артиста и его спасение.
- Рождение творческого результата есть присвоение чужого честным способом вживания. Чужое сделай своим.
- Слово не слабеет от физической жизни, а мужает.
- На сцене говори слова души, а не слова роли.
- Репетиция дана артисту для того, чтобы он мучил себя, а не других.
- Боритесь не за успех, а за театр и здоровье в нём.
- Тон роли – это голос зерна, боли или радости, из которой рождается роль.
- Актёр – не исполнитель текста и мизансцен, а сотворец замысла.
- Артист должен доверять режиссёру, но доверять своё творчество, а не душевные переживания.
- Мы проповедуем театр веры. Надо вдохновлять людей на жизнь!
- Помни, что нельзя на сцене злиться, ненавидеть, умиляться, восхищаться — т.е. изображать чувства и результат. Играй причину! Действуй! Поведение без причины, есть признак актерской дурачины…
- Помни о конце слова, фразы, эпизода, спектакля. Конец определяет смысл и осуществление цели.
- На сцене всегда танцуй «актёрский вальс» — это основа органического процесса сценической жизни:
Раз – воспринял.
Два – оценил.
Три – поступил. - Зерно любой роли выращивай из себя. В нас есть всё.
- Говорить надо коренными зубами. Дышать на уровне события.
- Быть, а не казаться. Изменяться, но не изменять.
- Не махай руками в такт слов, не жестикулируй ниже пояса, не жалей себя, не резвись без повода. Жест ниже пояса, попа оттопырена, мёртвые ноги – актёр «дурак».
- Бойся игры «вообще», про что-то «якобы». Точность и конкретность в представлениях о жизни героя — порядочность артиста.
- Говори текст глазу, а не уху. Говори мысли, а не слова.
- Нельзя опаздывать, ставить партнёра в глупое положение, предавать школу, направление, учителя, коллектив, товарища, Родину. Учитель – глава школы, поддерживай его авторитет делами.
- Артист – сам рояль, пианист и настройщик. Следи за инструментом, учись играть.
- Умей правильно воспринимать и воплощать замечания. Театр умирает без требовательных замечаний.
- Нельзя обижаться на работе, говорить текст не от себя, жить вне событий. Личное всегда на второй план, на первом – забота об общем деле и здоровье коллектива.
- Имей право прийти и уйти со сцены с чистой совестью.
- Избегай прямого общения, не клюй слова носом, не скандируй последнее слово, не выделяй прилагательные без противопоставлений. Не общайся «пупами».
- Не стой «на хвосте» у партнёра, не топчись на месте, не попадай в монотон, не шлёпай губами.
- Костюм – кожа роли.
- Кисть должна быть свободна, локоть округлый, плечи свободно опущены.
- Овладевай смежным творчеством. Бога – тей!
- Юмор – признак ума.
- Вырабатывай чувство командности, как в спорте (мы команда).
- Общность создаётся не благими порывами, а правилами, которые каждый выполняют сознательно.
- Дисциплина – основа творчества. Самодисциплина – основа дисциплины в коллективе. Это уровень морали и нравственности коллектива. Дисциплина всё и всех ставит на место. Это рычаг естественного отбора.
- Никакая творческая победа не может быть утешением, это только повод для самовоспитания и постановки новых задач.
- Артистизм – это не манерность, а истинная чистоплотность в исподнем.
- На площадке все должны быть убеждены в своей правоте. Столкновение правых рождает истинную борьбу. Играй без поддавков!
- Ничего нельзя играть вне чувства сверхзадачи. Помни, куда идёшь.
- Свобода — это напряжение адекватное цели.
- Естественность – лишь первая точка отчета, а не самоцель.
- Сценическая правда в искусстве каждый раз новая, своя. /ЖАНР/
- Воля в таланте на первом месте. Всё начинается с воли.
- Упрямство – сжигание энергии в пустоту.
- В сценическом самочувствии два начала:
• воодушевление, ответственность
• радость перед началом игры - Тихо врать легче…
- Прежде всего на сцене всё должно быть слышно и видно.
- Если правды нет в ногах, то её ведь нет и выше.
- «Если бы» — начало творчества.
- Играть сюжет – общая задача ансамбля.
- Убедить можно только уровнем личности. В искусстве главное не что мы делаем, не как мы это делаем, а Кто это делает!
- Не забывай о 4-ой стене, но помни, что она подвижна.
- Игра ума – душа искусства. Думай на сцене за героя.
- Сценическая подлинность – это адекватность полу. Мужчины должны быть мужественны, женщины – женственны.
- Не тяни одеяло на себя. Знай своё место в общем замысле. Помни, что гамма состоит из многих цветов и оттенков, но каждый должен быть точен и к месту. В гамме нет главного цвета, все цвета рождают её и она вершина. Ра — дуга.
- Ждать вдохновения нельзя, оно должно прийти ровно в 19:00 к началу спектакля. А вот готовиться к встрече необходимо.
- Играй!!! Если тебе скучно на сцене, ты не нашёл во что, за кого и за что играешь.
- Основополагающая идея системы К.С. Станиславского – коллективная этика. Система рассчитана на высоконравственную личность!