История театра
«Сейчас почти в каждом учебном заведении существует свой театр. Но в Центре образования “Измайлово” города Москвы ситуация уникальная. Здесь успешно сосуществуют коллектив профессионального театра, актерско-педагогический колледж, детская театральная школа-студия и детский любительский театр.
А началось все в 1993 году, когда директор ЦО Александр Аронович Рывкин и его единомышленники: известные педагоги Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов и театральный режиссер Александр Владимирович Гребенкин впервые задумались о создании Центра театральной педагогики.
У них появилась идея: в рамках деятельности одного общеобразовательного учреждения организовать единый театрально-педагогический цикл с выходом на профессиональный театр. Это должно было, по их мнению, решить многие проблемы школы, повысить педагогическую эффективность.
Для этого в 1993 году при Центре образования было создано специальное подразделение – Центр театральной педагогики и открыта актерская школа.
С тех пор жизнь школы тесно связана с театральной деятельностью, начиная с обучения педагогов актерскому мастерству и заканчивая посещением и обсуждением спектаклей театра “111”
В детской театральной студии дети изучают актерскую технику, создают первые этюды и роли, играют сцены из пьес, изучают основы режиссуры, сценической речи, пластики. Ставят спектакли.
Более углубленное постижение актерской профессии ученики ЦО получают в профильном классе, которым руководит кандидат искусствоведения, режиссер Геннадий Анисимович Фомин.
Для старшего возраста и всех желающих освоить актерскую технику работает профессиональная актерская школа “Измайлово”. Художественный руководитель актерской школы кандидат педагогических наук, главный режиссер Театра «111”, лауреат Всесоюзных, Российских и Международных театральных фестивалей Александр Владимирович Гребенкин.
Занятия ведут высокопрофессиональные педагоги: Юлия Михайловна Позднякова заведующая лабораторией сценической психотехники факультета практической психологии при университете Нестеровой, Бродецкий Александр Яковлевич педагог РАТИ, автор книги “Азбука молчания”, Людмила Михайловна Некрасова кандидат пед наук, зав. лабораторией театра ИХО РАО, кандидат философских наук Юрий Самуилович Дружкин.
За годы существования актерской школы было выпущено много талантливых ребят. Одни связали свою судьбу с работой в театрах Москвы, другие руководят театральными коллективами, занимаются педагогикой или успешно применяют полученные знания в других профессиях.
Часть выпускников первого набора (руководитель курса Гребенкин А.В. , педагоги Ершова А.П., Букатов В.М. ,Некрасова Л.М., Позднякова Ю.М., Бродецкий А.Я.) организовали в 1988 году Театр “111”, который теперь стал неотъемлемой частью работы Центра образования № 1811 “Измайлово”.
Выпускники второго набора (руководитель курса Ершова А.П., педагоги Букатов В.М., Гребенкин А.В., Некрасова Л.М.) под руководством Александры Петровны Ершовой и Вячеслава Михайловича Букатова организовали театр “Класс”, который успешно работает в Ясенево.
Театральное помещение, со сценой и зрительным залом, которому завидуют многие режиссеры и руководители театров-студий, побывавшие на спектаклях Театра “111”, появилось исключительно благодаря непосредственным усилиям студентов первого выпуска, а так же благодаря самоотверженности, энтузиазму, упорству и коммуникативному таланту бывшего директора и актера театра Александра Викторовича Вичканова и конечно же прозорливости директора Центра образования Александра Ароновича Рывкина.
Руководитель будущего театра Александр Владимирович Гребенкин создал оригинальный проект театрального зала на основе пришедшего в негодность помещения гимнастического зала. А студенты Александр Сидоров, Александр Захарьев, Сергей Власов, Максим Кульков, Татьяна Будаева, Елена Ершова, Жанна Вельховецкая, Евгений Сулес, Дмитрий Сидоров, Татьяна Авдеева, Татьяна Клюкина, Елена Шадрина, Юлия Стадник, Ольга Петрова, Анна Бородакова стали его строителями.
Название театра родилось благодаря странной особенности – букве “А”, с которой начинаются имена трех основателей театра – Александр Рывкин, Александр Гребенкин, Александр Вичканов. Буква “А” в алфавите первая, к тому же адрес театра – Первомайская, дом 111. Так появился Театр “111”.
Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что Театр “111” нашел своего зрителя и своих друзей. Сюда с удовольствием приходят не только ученики и учителя Центра образования, но и жители многих районов Москвы. На базе театра часто проходят семинары режиссеров любительских театров России, проходят театральные фестивали московских школьных театров.
Репертуар театра разнообразен: от шекспировского “Гамлета” до произведений современных молодых авторов. Известность театра растет и привлекает к нему все новых зрителей и почитателей.
Своеобразной оценкой высокого качества работы театра стало то, что специально для театра “111” начал писать известный поэт Евгений Федорович Сабуров. Многие знают Евгения Федоровича, прежде всего как экономиста, как бывшего руководителя правительства Крыма, теперь он неожиданно раскрывается как оригинальный драматург, со своим взглядом на драматургию и современную действительность. Театр поставил три его пьесы – “В мире других”, “Безупречные мужчины” и “Со всяким может случиться”. Сотрудничество с такой крупной творческой личностью, как Евгений Федорович Сабуров, позволило театру получить новые силы для дальнейшего совершенствования.
Именно театр может стать тем клубным пространством, где естественно в процессе совместной творческой работы зрителей с актерами, драматургом и режиссером театра по осмыслению драматургического материала и спектакля, складывается уникальная эффективная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание театр объединяет людей на уровне проживания общего совместного духовного опыта..
Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на “детей с улицы”, предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду.
Стоит вспомнить, что расцвет демократии древней Эллады во многом обязан ритуалу совместного проживания жителями города великой драматургии их соплеменников во время спектаклей, в подготовке и проведении которых был занят практически весь город.
Вспомним, что Петр 1, одержимый идеей государственности, был озабочен и идеей создания национального театра, где человек русский может почувствовать себя рачительным гражданином. Именно в театре человек начинает соизмерять себя с передовым обществом и его культурными образцами. Не случайно советская власть, сразу же национализировала театры и в первую очередь великий МХАТ. Оно видело в театре, прежде всего университет для миллионов безграмотных “Шариковых”. Но дело в том, что духовный рост не является прямым накоплением прошлого, его необходимо растить с каждым новым поколением почти заново.
Сегодня театр часто теряет предназначение места, где идет исповедь человеческого духа. Как часто монологи Гамлета тонут в свистках и улюлюканье молодежной аудитории, которая швыряет на сцену не цветы, а пустые банки из под пива.
Великий Станиславский в 1918 году выходил перед аудиторией безграмотных солдат революции и объяснял, как положено вести себя в театре культурному человеку: не плевать на пол шелухой от семечек, не вытирать сапоги о бархатные шторы, не комментировать происходящее на сцене, не ругаться матом и не вставать на сиденья ногами… Тоже часто приходиться делать в театре и в наши дни, если в зале собралась молодежная аудитория. Каждое поколение поставляет новых “Шариковых”, новых “хамов” и театр призван их образовывать
В театре “111” этот разговор со зрительным залом входит непременным компонентом в каждый спектакль. Спектакль может остановиться прямо во время действия, и актер имеет право на прямой разговор со зрителем, иногда очень острый. И это приносит свои плоды… Ибо абсолютно правы были наши театральные классики Станислаский и Немирович-Данченко в том, что театр начинается с вешалки, т.е. с этики!
По убеждению режиссера театра “111” Александра Гребенкина сегодня театр может войти в жизнь нового поколения, прежде всего через атмосферу студийности и не в огромных залах официальных театров, а в камерных залах небольших театров-студий, которые должны прийти к зрителю со всем арсеналом своего профессионализма и самоотверженности.
Именно здесь в ситуации разговора “с глазу на глаз” в зале на шестьдесят мест молодежь начинает бессознательно понимать разницу между подлинным театром и его внешним суррогатом, начинает ощущать его нравственную, идеальную природу. Правда, это возможно только с людьми верующими в спасительную силу театра. Ведь театр это обязательно стихия идеального, стихия романтики, чистого, бескорыстного чувства и глубокого знания о том, что необходимо стяжать в этом мире.
Сейчас вокруг театра “111” создается жизнь, которая захватывает и детей, и взрослых.
Так прошли сессии Детско-взрослой академии (ДВА) по анализу драматургии и созданию режиссерской экспликации на основе пьесы А.Слаповского “От красной крысы до зеленой звезды” и спектакля Театра “111” по этой пьесе. Проектная игра на тему “Зачем нам нужен театр?”. Одна из сессий в Суздале была посвящена анализу такого сложного жанра как трагедия, и опять в основе был спектакль театра и пьеса великого Шекспира “Гамлет”. Дети с большим восторгом вспоминают эту сессию, так как на ней было уникальное зрелище – спектакль игрался ночью, в старом заброшенном храме на окраине древнего красивейшего русского города Суздаля. Зрители должны были совершить пешее путешествие, прежде чем оказались на месте действия. Там их ждали бродячие актеры, которые приезжали на телеге и начинали спектакль прямо на улице, на небольшом помосте, при свете луны и факелов. А потом актеры и зрители переходили в храм и при свете свечей и сопровождении живого мини-оркестра зрелище продолжалось дальше. Опять же в Суздале прошла замечательная игра по анализу прекрасной пьесы великого русского драматурга А. Островского “Снегурочка” и погружение в русский национальный фольклор. Действо проходило на Ивана Купала, при участии известного семейного фольклорного ансамбля Кабановых, на берегу реки, с песнями, плясками, молодецкими играми, хороводами и встречей рассвета.
Театр “111” за последние годы побывал на различных театральных фестивалях: в Самаре на известном фестивале “Золотая репка”, прекрасно выступил в Кузбассе на международном фестивале “Надежда России”, стал лауреатом на престижном фестивале “Фокус” в Австрии. Успешно прошли гастроли театра в Смоленске, в Кемерово и Санкт- Петербурге.
Но самое главное для театра это — играть, для того чтобы менять себя к лучшему, исследовать жизнь и себя в ней. Тогда это и другим пригодиться.
Один из выпускников Центра образования “Измайлово” написал в своем экзаменационном сочинении: “В Москве имеется большое количество театров, но театр, с которым у меня связаны самые яркие впечатления находиться в нашей школе. Именно в этом театре я ощутил все “волшебство искусства”. (…) Впервые я увидел постановку спектакля, где все сделано таким образом, что зритель становиться участником действия. (…) Наш театр особенный. Его создавали люди, для которых театр является самым ценным в жизни, и их любовь передается всем зрителям, которые когда-либо были здесь (…) Моя учительница по литературе сказала мне как-то о том, что есть встречи, которые могут коренным образом изменить жизнь, так вот этой встречей для меня является встреча с нашим театром. Театр стал для меня почти домом, в который я могу прийти и побыть с родными людьми, отстраниться от проблем, забыть обо всем и погрузиться в волшебство…”
Из экзаменационного сочинения Жалялова Романа, 11”А” кл.
В записных книжках А.П. Чехова читаем: “Если общество носиться со своими артистами и видит в них необыкновенных, то оно, значит, проникнуто идеальными стремлениями”.
Театр ждет новых друзей, учеников, всегда рад встречам и контактам!» (из статьи о театре от 2000 года)