Основоположники

image_pdfimage_print

Станиславский Константин Сергеевич

stan — актер, режиссер, педагог, теоретик театра. Заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии реалистического театра. В 1898 году, вместе с В.И.Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный театр. Оказал огромное влияние на мировую режиссерскую и актерскую школу в направлении правдоподобия сценического существования. Система Станиславского по сегодняшний день является всемирно признанным методом обучения актерскому мастерству.


Вахтангов Евгений Багратионович

vaxt — режиссер, актер, ученик К.С.Станиславского. Основатель и руководитель театральной Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова. Вахтангов был проводником идей системы Станиславского и творчески развил театральные идеи своего учителя. Основополагающими для режиссерского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, а также идея яркой театральности. Одной из значительных постановок Вахтангова стал спектакль по пьесе К.Гоцци «Принцесса Турандот», где с наибольшей силой воплотились идеи Вахтангова. Эти принципы нашли свое продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — Р.Н.Симонова, Б.Е.Захавы.


Дикий Алексей Денисович

dikii — режиссер, актер, народный артист СССР (1949). Человек трудной судьбы, талантливейший представитель русского театра, которому (как и шестнадцати его товарищам) в 1927 году специальным постановлением Наркомпроса было присвоено пожизненное звание артиста МХТ. Был принят в МХТ в 1910 году. С 1911 года работал в 1-й Студии МХТ (позже МХАТ 2-й). Среди первых режиссерских работ — «Герой» Синга (1923), «Блоха» по Лескову во МХАТе 2-м (1925). Снимался в кино, сыграл роли М.И.Кутузова в фильме «Кутузов» (1944), П.С.Нахимова в фильме «Адмирал Нахимов» (1947), а также роль Иосифа Виссарионовича Сталина, которой сам Сталин остался доволен. Ради этой обоймы киноролей (вероятно) актер А.Дикий и был досрочно освобожден из заключения. Спекталки, поставленные Диким, часто становились театральным событием страны. Они отличались филосовской глубиной и мощью, а также яркостью театральной формы. А.Д.Дикий был не только выдающимся театральным практиком, но и глубоким теоретиком.


Топорков Василий Осипович

toporkov — русский актер, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1965). В 1909 году окончил Петербургское театральное училище. Впоследствии работал в Москве, участвовал в спектаклях, поставленных Станиславским. Один из последовательных учеников Станиславского и пропагандистов его последнего открытия «Метода простых физических действий». Автор книг и статей об учении Станиславского. Преподавал в Школе студии им В.И. Немировича-Данченко. (Надпись на портрете: «Моему юному другу Пете Ершову, талантливому артисту, на долгую память. 15 сентября 1937 г.»)


Захава Борис Евгеньевич

zaxava— выдающийся режиссер, актер, педагог, народный артист СССР (1967), доктор искусствоведения (1964). В 1913 году поступил в Студенческую студию, руководимую Е.Б.Вахтанговым. Первая самостоятельная режиссерская работа — «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского (1923). Автор книг и статей по теории актерского и режиссерского искусства, театральной педагогике. С 1917 года занимался педагогической деятельностью, с 1925 года стал руководить школой при Театре Вахтангова (с 1933 года — Театральное училище им. Б.В.Щукина), с 1939 года — профессор, заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе (1944-49 гг). Автор популярного и в настоящее время учебника по режиссуре и актерскому мастерству.


Симонов Павел Васильевич

simonov — российский физиолог, академик РАН. Основные работы по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности. Государственная премия СССР (1987). В своих исследованиях опирался на труды об актерском искусстве, и в частности, систему Станиславского. Тесная дружба и многолетнее научное сотрудничество связывало Симонова с известным театральным практиком и теоретиком П.М.Ершовым. В соавторстве с П.М.Ершовым была разработана потребностно-информационная концепция целостного понимания человека. Наиболее известные работы, связанные с театральным искусством: «Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций» (1962), «Междисциплинарная концепция человека» (1989). В соавторстве с П.М.Ершовым: «Темперамент. Характер. Личность» (1984). В соавторстве с П.М.Ершовым и Ю.П.Вяземским: «Происхождение духовности» (1989).


Ершов Петр Михайлович

ershov — выдающийся театральный деятель, автор целостного учения о театральном искусстве; последователь и разработчик открытия К.С.Станиславского «Метод простых физических действий». Желание понять человека явилось той основой, которая привела его к научно-исследовательской деятельности, к разработке целостной концепции человека, расширявшей рамки сугубо-театральных интересов и выделившей имя П.М.Ершова из числа тех, кто писал и пишет о театральном искусстве. П.М.Ершов получил театральное образование в 1932-1935 годах в драматической студии, руководимой А.Д.Диким и В.О.Топорковым. В дальнейшем все свои силы он отдает тщательному изучению трудов К.С.Станиславского и их пропаганде. Еще в 1947 году П.М.Ершов начинает работать над текстами, оформившимися потом в три связанные между собой основные книги: «Технология актерского искусства», «Режиссура как практическая психология», «Искусство толкования». П.М.Ершов всю жизнь посвятил служению театральному искусству, и его наследие еще долго будет одной из вершин научной мысли, посвященной исследованию жизни человеческого духа.

Помощь Театру 111

Театр примет в хорошем состоянии старинную мебель, костюмы, чемоданы, шляпы, трости.

объявление