А.Гребенкин. Конспектное осмысление философии личной практики в области театральной педагогики
(на скорую руку в связи с конференцией)
Я посвящен был в театральную педагогику в годы участия в семинаре З.Я. Корогодского, где занимался в течение десяти лет. Потом, в 1993 году, когда меня пригласили работать в лабораторию театра ИХОРАО. А.П. Ершова, тогда заведующая лабораторией театра и В.М. Букатов сотрудник этой лаборатории многие годы исследовали теорию и практику различных выдающихся педагогов и отбирали наиболее ценные и эффективные приемы и систематизируя их выстроили целостную педагогическую систему. Она включает в себя, как минимум, теорию действий П.М. Ершова, междисциплинарную концепцию человека П.В. Симонова и П.М. Ершова, драмагерменевтику и социоигровые приёмы.
Многие годы я с увлечением осваивал эту теорию, приемы и метод. В течении восьми лет мы втроем проводили семинары с учителями различных регионов России. Искренно благодарен судьбе и моим учителям за это обучение.
Прошло время. Страсть увлечения угасла. Остался след, который вошел частью в моё мировоззрение.
Сейчас я в основном занят только театром и постановкой спектаклей, но остаюсь педагогом для актеров и обучаю студентов. И когда оба-учение встречает препятствия я вновь вспоминаю эти приемы. И они часто помогают найти совместный интерес. Но когда работа спорится и всем интересно я о них не вспоминаю и не использую. Зачем? «Система не поваренная книга»,- как говорил мой дедушка и учитель К.С. Станиславский. Когда и так хорошо, интересно — менять что либо незачем. «Лучшее –всегда враг хорошего!».
Я пишу для себя и это единственно правильный путь, для меня. Редактировать текст нет времени. Часто будут повторы, я знаю. Так всегда у маньяков своего мировоззрения. Но кому-то, слабая надежда в старости, это может пригодиться. Заранее приношу извинения тем кого ненароком обижу чем то.
На самом деле я познакомился с театральной педагогикой гораздо раньше. Где то в 1963 году. В нашем классе заболела учительница и урок по арифметике пришла вести другая. К этому уроку да и ко всем остальным у меня интерес был слабый. И вдруг дроби, новый материал, мы стали изучать как сказку про короля, королеву и их подданных. Не помню, как вели себя остальные ученики на уроке, но я был заворожен происходящим. Я всё понимал сразу! И было очень интересно! Но такой урок был лишь один… Из всего обучения за все шестьдесят лет я помню лишь эту учительницу и этот урок. Это стало камертоном на всю жизнь. Вот такой должна быть жизнь и вот так надо учиться понял я. Потом, много лет спустя я встречался со своими однокашниками и спрашивал их помнят ли они этот урок. Его почти никто не помнил… Так сильно на это игровое действо откликнулась только моя личность. Жизнь есть игра – это я почувствовал уже тогда, на уроке. Даже не знаю имени той учительницы. И думаю, что она не знала никакой игровой педагогики и тем более театральной и проблемного обучения… Она так жила. Она так видела мир и себя в нем.
Так «жизнь-игра» стала моей философией, которую я осмысливаю и строю всю жизнь. Я стараюсь исследовать жизнь как ряд игровых ситуаций. Скучно не бывает!
Приведу цитату из моего отчета по работе театра «111», которым я руковожу 20 лет.
«Театр «111» Центра образования «Измайлово», которым я руковожу — это многофункциональное сообщество профессиональных театральных режиссеров и актеров-педагогов дополнительного образования. Научно методической основой нашей работы является система К.С. Станиславского, разработанный на ее основе метод простых физических действий и междисциплинарная концепция человека П.М. Ершова и П.В. Симонова, а так же методика игровых приемов театральной педагогики.
Основной деятельностью театра является постановка драматических спектаклей с профессиональными актерами на основе коррекции художественно-постановочного плана театра и учебного плана Центра образования. Еженедельный показ спектаклей их обсуждение со школьниками и учителями ЦО. Различная учебно-образовательная деятельность в сотрудничестве с учителями ЦО и общешкольным метод объединением Детско-взрослой академии «Окно в будущее».
1. Руководителем объединения учебный Театр «111» является художественный руководитель театра. Он составляет репертуарный план театра и программу деятельности объединения, практически её реализует в процессе репетиций и учебных занятий, ведет семинары с актерами-педагогами и осуществляет просмотр, контроль и методическое руководство деятельностью подразделений. Искусство режиссера включает в себя как минимум три составляющих: искусство организатора, искусство воспитателя-учителя, искусство толкователя-философа.
2. Сотрудники театра:
Художественный руководитель, зав. педагогической частью, администратор, зав. постановочной частью, художник по свету и звукорежиссер, актеры-педагоги доп. образования
3. К подразделениям, которые курирует театр «111» относятся театральные классы и кружки, руководимые актерами-педагогами театра «111»:
— Предпрофильный театральный класс (с 5 – 7 кл. ) начальное освоение актерской грамоты
— Профильный театральный класс ( с 8 – 11 кл.) актерская грамота и постановка спектаклей
— Юношеская театральная студия ( с 10 – 11 кл. и старше) обучение и постановка спектаклей, подготовка в театральный вуз.
— Театральный кружок ( с 5 – 8 кл.) постановка спектаклей
— Сценический танец . Классический, характерный и народный.
— Сценическое движение. Оздоровительные техники и пластическая выразительность
— Уроки искусства и мировая художественная культура (различный возраст) . Театральные техники и освоение искусствознания и его истории).
— Актерский курс театрального факультета Международного славянского института – профессиональная подготовка на основе авторской программы. Отчеты и показы этапов работы.
Что дает работа театра «111» Центру образования:
1. Театр является общешкольным объединяющим клубным пространством. В нем в неформальной творческой обстановке происходит сотрудничество и объединение учеников различных возрастов и педагогов.
2. Театр в стенах Центра образования предоставляет профессионально подготовленные драматические спектакли, которые служат базой для общешкольных образовательных мероприятий.
3. Театр предоставляет профессионально оборудованное театральное помещение с обученным персоналом технического обеспечения (свет, звук)
4. Театр предоставляет для классных и общешкольных мероприятий театральные костюмы, реквизит, элементы декораций. Оказывает методическую помощь.
5. Проведение общешкольных мероприятий. Обеспечение технической и художественной составляющих.
6. Общешкольный конкурс чтецов.
7. Проведение общешкольной новогодней елки для младших классов
8. Юбилеи школьных учителей Ц О.
9. Смотры и фестивали школьной самодеятельности.
10. Проведение городских и общероссийских театральных фестивалей
11. Базовая площадка Общероссийского кабинета народного творчества для проведения семинаров режиссеров любительских театров.
12. Проведение гостевых встреч с бывшими выпускниками театральных классов и студий. Просмотр и обсуждение их дипломных спектаклей.
13. Обеспечение реквизитом и необходимым оборудованием театрального помещения для проведения сессий Детско-взрослой академии.
14. Просмотр и обсуждение этапов работы студентов театрального факультета МСИ.
Цели и задачи театрально образовательной деятельности, которую проводит театр «111»:
— повысить социальную компетентность учеников и учителей в сфере межличностного общения. Умение работать в группе. Театр искусство коллективное.
— возможность читать и строить свое жизненное поведение на основе техники словесных действий и параметров общения, что решает задачу социальной адаптации подростков. Театр школа альтруизма и социальной компетентности.
— освоение исследовательских техник позволяет развить способности понимания и толкования смыслов. Театр школа понимания, толкования и творчества.
— Просмотр, обсуждение и различные учебные мероприятия на основе просмотренных спектаклей, позволяют воспитывать патриотизм, гражданские чувства, способность самостоятельного мышления и обоснованности личностного мнения. Умение слышать другого и себя — вести конструктивный диалог. Театр школа «проживания» и приобретения личностного знания.
— театр школа построения своего мировоззрения через опыт представления. Театр школа представления идеологии, мировоззрения.
— театральные занятия, участие, просмотр и обсуждение спектаклей строятся на изучении жизненных коллизий и потому впрямую связаны с присвоением и изучением моральных норм и общечеловеческих принципов гуманизма. Театр школа морали.
— просмотр спектаклей, их подготовка, освоение актерской техники и вся работа вокруг этой деятельности учит изучать жизнь комплексно. Театр искусство синтетическое.
— Весь комплекс мероприятий театра служит воспитанию образа человека с присвоенными личностно общезначимыми нормами морали, творческими навыками исследователя и способностями сотрудничества.»
Вот то чем мы примерно занимаемся в Центре образования «Измайлово» сейчас. Мы – это я и мои ученики актеры театра «111». Что у нас получается? Что-то получается… Но не это главное. «Да кому это тогда нужно!?». Пусть никому! Главное, что это нужно мне. Я по другому не могу и отвечу за себя по всей строгости закона. А те кто пойдет рядом сами ответят за себя. Это их суд-Ба.
В искусстве, как известно, важно не что, не как, а Кто! Важна личность творца. Именно она убеждает и покоряет. И если педагогика – это искусство, то в ней прежде всего важна Личность учителя и Личность ученика. Если они совпадают по доминантам потребностей, то сотворчество их неминуемо.
Позитивная суть театральной педагогики, идущая от её основоположников и, прежде всего, от учения К.С. Станиславского, заключается в том, что Станиславский во главу угла своего учения ставил этику и лишь затем технику и эстетику. Этика – это то из чего он строил свою сверхсверхзадачу и решал её сквозным действием всей жизни. Любая другая система иерархии соподчинения ведет к искажению истины учения и истины постижения жизни. Станиславский настаивал на исследовании «жизни человеческого Духа». И тогда главным в такой педагогике становится цель воспитания личности, которая будет присваивать информацию личностно и творчески самостоятельно для утверждения жизни Духа. Пока игровая ситуация не «прожита» актером, он не может её воплощать на том уровне, который требует искусство «Жизни человеческого Духа». Далеко не вся театральная педагогика стремится заниматься этим предметом исследования. Этим занимается лишь педагогика корня, движения к истине, ставящая во главу угла ценность процесса, а не результата. И этим занимается личность «корня» и духа. Я думаю, что таких не много. «Нас мало, нас адски мало и самое главное то что мы врозь…» -хи-хи. И если я об этом пишу это ещё не значит, что я именно такой. Но я знаю, что именно этому надо учить-ся. Всякое выпячивание эгоизма личности творца и стремление к славе преследовалось Станиславским. Главное для него в педагогике — воспитание коллективизма и жертвенного служения поиску истины бытия.
Между двумя этими идеологиями и ведется мировая глобальная непримиримая битва.
Поэтому, прежде всего, театральная педагогика — это мировоззрение. Не приняв мировоззрения самостоятельности творческого постижения законов жизни, где в доминанте целей учителя стоит не отметка себе и ученику за память информации, а личностное присвоение знаний и вооружение самостоятельного творца приемами исследования, учитель не примет приемов театральной педагогики. Социальная установка на школу памяти, а не творчества, на школу начетничества, а не продуктивного исследования, создает предпосылки воспитания учителя формалиста. Противостоять этому социальному заказу могут не многие. В этом причина так называемой «двойной морали». Учитель всегда, как и любой человек, живет по тем законам, по которым он может выжить в своей локальной сфере жизнедеятельности. При этом на словах он может пропагандировать совершенно противоположные принципы. Ученик поступает точно так же. Это игра двух «страусов». Вор у вора дубинку ворует.
Сама театральная педагогика несет в себе также обе эти тенденции. Педагогика результата и упаковки, целью которой является создание славы, исключительности, паразитического использования других, чужих. Т.е. служит цели выживания в локальной системе и короткой дистанции целеполагания. Она несет явный перспективный вред как её носителям и ученикам так и сообществу в целом. Педагогика процесса и творческого самостоятельного исследования в целях выживания себя и большинства так же редка в театре как и в общеобразовательной школе.
И театр, и театральная педагогика лишь средства. А средство может быть оружием в любых руках, у самых опасных для общества людей. Именно поэтому существуют секретные, или закрытые институты и знания. Они, эти знания самые ценные, и скрываются от большинства людей. А вдруг ими овладеет враг и тогда он всё сделает как ему нужно. И потому любое средство нельзя делать целью. Театр может нести и несёт колоссальный вред всем, кто им занимается. Всё зависит от направления личности, которая ведет дело и использует эти средства. Поэтому этика, по Станиславскому, должна стоять на первом месте. Какой я, и кого я хочу воспитать, чтобы жить с ним рядом всю жизнь? Вот главный вопрос.
Если мы заинтересованы, в силу различных корпоративных целей или других причин, в широком распространении приемов театральной педагогики, то они не будут приняты учителем в широкой практике урока без работы над его мировоззрением, без постоянного тренинга и системы общения с себе подобными и без социально-экономической поддержки руководящих структур образования и государства.
2.
Ещё немного философской болтовни. Общая теория выживания.
Если видеть жизнь на земле как игровую ситуацию обучения выживанию, то жизнь наша есть ни что иное как глобальная школа, или игровой тренажер выживания. И основной прием постижения искусства выживать есть игра. Иго Ра на земле, в солнечной- Ра системе. Основное отличие игры от жизни, или реальности мы видим в том, что в игре есть условность. Там есть правила, которые запрещают причинять вред игрокам и причинять главный вред — смерть. Но если мы знаем, что смерть это всего лишь мера чего либо, а жизнь бесконечна, то и этот последний аргумент различения исчезает и мы видим жизнь как игру. Тот кто выходил из собственного тела знает, что тело может умереть, но он не только тело. И тот, кто это понимает, учить-ся играть в разные игры этой системы уча не только тело, но прежде всего то что может жить без тела. Тогда театр есть основная модель -тренажер этой игровой ситуации. Театр модель жизни человеческого духа. Проблема в том, что игровых классов много, много различных сфер выживания и много придумано средств обучения. Люди путаются где «жизнь», а где игра, где средство, а где цель. Театральная педагогика может помочь восстановить игровую ситуацию в любой ограниченной сфере выживания вплоть до той сферы, которую мы называем жизнью. Это когда интересно всем, т.е. отвечает их интересам.
Попробую набросать перечень сфер человеческой жизнедеятельности:
3. Государственная сфера управления
4. Военная сфера
5. Образование
6. Экология
7. Наука
8. Искусство
Возможно членение и на больший, и на меньший список этих сфер, но важно понять, что за жизнедеятельность каждой отвечают конкретные персонажи и на вершине пирамиды стоит всегда кто-то один, кто владеет наибольшей информацией о правилах выживания в этой сфере. Это и есть воспитатель-учитель этой сферы, или её самый Большой, т.е. Бо…(Бог). Не всегда этот человек известен всем, иногда о нем не знает совсем никто, но он всегда есть. Тот кто это задумал и создает, возделывает свою лакуну реальности. По большому счету это каждый из нас. И какова его доминанта устремлений вопрос важнейший. Куда будут использованы лучшие отборные, накопленные человечеством, средства? Для выживания одного, группы, или для всех? Каждый имеет право на выбор, хотя бы иллюзию выбора, по какую сторону встать.
Нельзя путать имя и суть. Имя «Театр» может носить и носят иногда самые вреднейшие для общества объединения. Они работают на себя. Театр «проживания» и исследования уникален и редок– это манада, или модель-тренажер выживания в широкой сфере межсферного взаимодействия. Он всегда отвечает на волнующий каждого вопрос: «Как мне жить вместе с ними, чтобы мне было хорошо!?». Значит основная ценность – это жизнь сообщества, а не только моя лично. Это не отвлеченная, а практическая философия и практическая психология. Это действенная модель межличностного выживания в различных сферах и между ними. Отсюда различные жанры представлений: комедия, драма, трагедия, эпос, действо инициация посвящения, мистерии. Театр учит жизни в широком смысле. Учит представлять представляя. Именно так мы и мыслим, соображаем, думаем – представляя, т.е. совершая мысленный эксперимент. Критерий истинности знаний – практика, опыт. Говорят, что на своих ошибках учатся только дураки, а умные учатся на чужих ошибках. Опыт говорит, что это не так. Только присвоенное знание может перейти в практику поступка личности, т.е. личностное знание, или как его называют в театре «прожитое». А прожито оно может быть и через представление, т.е. через мысленный эксперимент.
Для ученика жизнь делится как бы на две половины – на жизнь и не жизнь, т.е. школа. Часто то, чему его насильно учат, ему не нужно для выживания в его сферах, и тогда человека настигает скука, он теряет интерес к жизни, впадает в уныние, или обиду и выпадает из жизни, не учиться – не живет. И в этом смысле любой человек есть ученик. Чела на санскрите означает ученик, тогда человек – это ученик на век. Т.е. чело- век должен освоить знания выживания в системе Ра за сто лет. Можно быстрее, медленнее, а можно и на второй год остаться. А ему — человеку, прежде всего, важно то, «как есть на самом деле». В слове «есть» можно увидеть, как минимум два смысла. «Есть» — принимать пищу и «есть» как наличие чего — либо. При этом воспитание – это питание потребностей личности определенными знаниями, навыками и умениями и возведение их в норму практики поведения.
Можно учить-ся сознательно и бессознательно. Учиться, когда интересно и когда скучно. «Мы все учились по не многу. Чему ни будь и как ни будь» …
Иерархия задач малых и больших сфер общества и мироздания не всегда совпадает с интересом ученика. Мы все знаем, что на все сферы общества впрямую влияет социальный заказ. И лучше выживает в этом обществе тот, кто выполняет нормы этого заказа. А выполнение норм отслеживается по самым худшим учителям малых сфер, чтобы они не в полную меру халтурили. Для этого изобретается масса отчетов, проверяющих деятельность учителя. На самом деле не деятельность, а умение отчитываться. Это воспитывает учителей формалистов, работающих ради «галочки». Те же, кто учит ради присвоения знаний для умения выживать в широком смысле этого понятия, получают по этой шкале оценок наименьшее вознаграждение. Им часто некогда отчитываться, они заняты более важным для них делом. Они учатся и учат выживать в глобальном смысле, т.е. в истинном.
Образование отстает – констатирует общество. Это значит, что есть угроза выживания этого общества. Это значит, что образование:
1. Питает учеников не той информацией, которая позволяет на самом деле выживать, или мне вместе со всеми, или в конкуренции с другими учениками и другими сообществами.
2. Или оно не так искусно обманывает учеников, чтобы они захотели учиться принимать любую информацию, которую подсунут им учителя.
Надо отдавать себе отчет в том, что театр есть разный. И тот, который на самом деле помогает выживать, исследует жизнь как таковую, и тот, который уводит зрителя от реальной жизни и её мироустройства. В каждом сообществе есть труженики и паразиты. Для развития системы нужны и те и другие. Волк нужен, чтобы зайцы были здоровые. Но сферы жизнедеятельности, поставившие задачу эксплуатации других членов сфер, отделяют себя от задачи выживания всего человечества. Это раковые клетки человечества. Они вредят и тормозят процесс обучения и спасения всего сообщества. Именно такие сферы заинтересованы в ложной, а не в истинной системе образования.
Станиславский для театра и для жизни общества в целом велик и ценен тем, что свою деятельность посвятил созданию театра «Жизни человеческого Духа». Это глобальная сфера обучения выживанию не только тела, но, прежде всего, Духа. Поэтому такой театр необходим для выживания каждого члена сообщества людей на земле. Это всё к вопросу «Чему учиться?».
Теперь о том, как учиться выживать. Учить-ся можно только по средствам личностного опыта, опыта эксперимента, опыта действия. «По делам их судите о них». По средствам мысленного опыта, т.е. мысленного эксперимента, представления. Театр представляет у-рок в действии. Актеры, «проживая» учебную ситуацию в действии, предоставляют зрителям такую же возможность её «проживать». Именно такая школа обучения, основанная на личностном «проживании» ситуации с различными ролевыми функциями, позволяет ученикам приобретать личностный опыт использования различных знаний и накапливать личностное знание для выживания.
И опять таких путей два.
1. Если личность в силу различных обстоятельств не видит пользы в предлагаемых знаниях, она их не возьмет, тогда её можно обмануть. На этом основана вся реклама и любой пиар. Это так называемые искусственно подселенные образы- манки
2. Если знания на самом деле позволяют личности выживать в какой-либо из сфер жизнедеятельности, личность сама их будет добывать. Это и называется учить себя, т.е. учиться. Вспомним расхожую фразу – «научить нельзя, но можно научиться».
Режиссер, а он и организатор, и учитель, и толкователь жизни, т.е. практический философ по Станиславскому, является Демиургом своей лакуны, создателем своего мира. И качества личности учителя впрямую влияют на качество его продукта деятельности. Каков поп – таков и приход. Учитель в свою очередь зависит от социального заказа. Оценка группы соц. заказа и оценка зрителей-учеников часто не совпадают. Ибо каждый человек является кому- то учителем, а кому- то учеником. И учителю, и ученику необходимо выживать, а это разные ролевые функции и разные сферы выживания, а потому цели их различны. В связи с этим важно вспомнить о необходимости обратной связи в процессе обучения. Так как учатся одновременно и ученик, и учитель. Необходимо знать истинные цели учителя и ученика, чтобы их образовательное со-бытие было необходимо и полезно обеим сторонам.
По системе К.С. Станиславского надо учить жизни человеческого духа. Т.е. в доминанте усилий стоит не жизнь тела, а жизнь духа. Но можно учить и тому, как выжить телу. Всё дело в том, какая из этих сфер больше и какая включена в какую, т.е. их иерархия. Так часто форма, «галочка», локальный корпоративный интерес, формальная память, мертвый ритуал стоят во главе угла оценки за работу. Но такая оценка работает лишь в рамках искусственно ограниченной сферы и не помогает выживать в других сферах. Дух же служит выживанию всего сообщества людей в целом и работает как закон выживания во вселенной. При этом важно понимать, что имеется в виду под понятием дух. Стяжать дух – это значит накапливать Истинные знания о мироустройстве и стяжать доброту, т.е. совершать поступки максимально отвечающие интересам всех членов сообщества. Это очень непросто, но необходимо для Жизни.
Хочешь ещё одинь умьний мисль скажу: важно знать всё что есть и как это есть. Это и есть естьона!
Познанием можно заниматься через открытие и накопление законов тогда их количество будет говорить о величине познания. И чем больше мы откроем законов, тем больше мы поймем о том как много мы не знаем и как мало знаем. Помните знаменитый афоризм приписываемый Сократу: «Я знаю, что я ничего не знаю!». Это сказал великий мудрец философ.
А можно познавать мир через его качество, а не количество. Это сложное различение и нет места его сейчас подробно объяснять. Этим занимается искусство. Поэтому в искусстве нельзя сказать, что ты больше познал по сравнению с прошлым искусством. Что ты стал творить произведения искусства более качественно чем раньше потому что ты больше произвел продуктов творчества. Здесь категория количества не работает. Здесь качество и оно не зависит впрямую от количества. Часто в раннем творчестве у творца наиболее качественные произведения. Это путь от целого, а первый путь от частного. Но и тот и другой работают и сами по себе ценны.
Поэтому, призывая обратить внимание на роль воспитания личности воспитателя, т.е. на самого себя, на качество личности, я не отрицаю роль количества в воспитании, т.е. законов и науки. В педагогике как и в любой другой сфере человеческой жизни-игры есть как искусство так и наука. Но я сегодня не об этом…
На закуску некоторые театрально педагогические приемы и правила понимания-общения:
1. Программирование и создание учебной проблемной ситуации или исходного события.
2. Накопление непонятного и понятного, их выделение и взаиморазрешение (что хочу спросить и что могу подсказать другим).
3. Простота и конкретность вопросов и заданий.
4. Обсуждение и работа внутри малых групп (3 — 5 человек).
5. Использование внутри рабочих групп ролевых функций «Слово», «Уши», «Молчание».
6. Периодическое смешение составов рабочих групп.
7. Смена лидеров в группах.
8. Смена групповой и личной ответственности за результат работы.
9. Применение, как однотипности, так и разнотипности заданий в группах.
10. Право на выбор личной скорости работы внутри групп.
11. Право на ошибку.
12. Обмен групп продуктами деятельности.
13. Работа с «чужими» заготовками.
14. Обнародование продуктов деятельности как своих, так и чужих.
15. Игровая форма защиты или обнародования результатов деятельности.
16. Оценка работы:
а) самосудейство;
б) взаимосудейство;
в) «третейский суд» или «экспертный совет».
17. Поступательность этапов нагрузки на общий смысл.
18. Нахождение во всем материале «своего», «влюбление» в текст, или «проживание» его через представление и жизненные аналогии.
19. Запас возможностей членить любое задание (упрощать) и укрупнять, объединять (усложнять) в зависимости от скорости работы групп.
20.Работать над заданием определенное время.
21.В любом задании искать игровую ситуацию.
22.Форма и содержание неразрывны. И если вы хотите поменять содержание общения на уроке обязательно ищите для этого нужную выразительную мизансцену.
23.Переодически меняться с учениками ролевыми функциями учителя и ученика. Использовать ролевые правила игры для снятия зажимов и стереотипов.
24.Любой учебный материал осваивать как игру и проблемное исследование через представление.
25.Педагог должен радостно принимать незнание и непонимание учеником решения какой-либо задачи – именно для устранения этих пробелов он работает. Тогда у ученика снимается боязнь ошибки. А ведь на ошибках учатся.
26. Педагог должен тренировать и прививать у себя в поведении на уроке опорные словесные воздействия: удивлять, узнавать, объяснять и чисто приказывать. Также самочувствие легкого веса тела и высокую мобилизацию (техника действий по Ершову).
27. Ученик не должен педагогу ничего, если не занимал. Он не знает, что должен учиться. Любовь к изучению истинного мироустройства — это главное, что учитель должен ему привить для выживания.
28. Изучать суть игры и стремиться видеть жизнь как ряд игровых ситуаций.
Их ещё много. Я надеюсь кому надо дополнят, а кому не надо тот, возможно и не дочитал до этого места… и слава Богу!