Впечатления неискушенного зрителя: «Гамлет. Репетиция трагедии» (Т. Губанова)

image_pdfimage_print

Современные театральные постановки часто отличаются тем, что режиссер использует работы великих драматургов для того чтобы высказать выразить себя или высказаться «на злобу дня». Поэтому виден в первую очередь режиссер, автор уходит на второй план. А это не всегда так уж интересно, далеко не всегда может конкурировать с исходным произведением. Но на этом спектакле все было не так.

Пьеса У.Шекспира «Гамлет» — сложное произведение. Сложное для восприятия. И знаменитые постановки эту сложность не снимают, но скорее играют на ней. Зритель, такой неискушенный как я, скорее устает, чем заряжается от эстетического переживания. На этом спектакле все было не так.

Это было неожиданно и радостно. Режиссеру Александру Гребенкину и актерам удалось сделать Шекспира понятным зрителю, близким, не снижая градуса сложности и трагичности проблемы, выраженной в произведении. Каким же образом?

Режиссеру удалось показать нам истинный (с моей точки зрения) смысл трагедии, разыгравшейся в Датском Королевстве. Трагедия, оказывается, не столько в том, что гибнут невинные и дорогие Гамлету люди, это скорее следствие. Следствие того, что Гамлет, испытывая вроде бы справедливое негодование желание отомстить убийцам отца (нам, во всяком случае, его чувства вполне понятны), делает что-то в корне неверное, не правильное. Поступает не по-Божески. И тем самым сеет вокруг сябя смерть и неправду. В этом истинная трагедия: герой вроде бы в своем праве (мы ему сочувствуем), но результаты его слов и поступков – губительны. Это – первое, что начинаешь понимать. Это переживание особенно яркое благодаря мастерской работе Сергея Власова, который играет Гамлета. Его Гамлет не изнуряет себя сомнениями и рефлексией, он полон яда, он размышляет и действует. Рисунок игры очень четкий, поэтому мы слышим его и понимаем.

Но в чем же Гамлет не прав? Не прав перед Богом и людьми? Что, надо сделать вид, что ничего не произошло? Жить благопристойно примерным сыном, другом и женихом? Это невозможно. Гамлет и так делает вроде бы все возможное – ставит пьесу с бродячими актерами — выставляет зеркало перед убийцами, дает, тем самым, шанс раскаяться. Здесь, кстати, сильно играет замечательная режиссерская находка – один и тот же актер играет и вульгарное гротескное актерское воплощение главных героев: Клавдия, Офелии и Гертруды… и их самих. Поэтому возникает ясное переживание, что каждому все понятно про себя, потому что он не просто видит себя со стороны, но это он и проживает со всей подлинностью. А то, что благородные господа сильно отличаются внешне от своих пошловатых и вульгарных двойников, так это только помогает делу. Становится понятно, что в человеке – суть, а что не существенное и внешнее. И правда поступка тоже становится более выпуклой и очевидной, когда мы видим обращение с Гамлета с жалкой, смешной и нелепой копией Офелии и с самой милой любящей его девушкой. (Тут еще важно отметить замечательную игру актрисы Екатерины Шашковой, игравшей Офелию). А ни с какой женщиной так нельзя обращаться. И с матерью так обращаться нельзя, будь она трижды неправа. Она твоя мать. И всё тут. Однако, не смотря на смелую попытку Гамлета «отзеркалить» злодейство, раскаяние не наступает. Враг и убийца торжествует и продолжает сеять зло. Как же быть? Есть ли из этой ситуации хоть какой-то достойный выход? Шекспир не дает ответа на этот вопрос. Он и задачи такой не ставит. Ему важно удержать нас в этой точке накала, в эпицентре трагедии, когда разрешения не видно никому – не герою ни зрителю. Почему, зачем так? Ведь если на этой ноте зрителя остановить, задержать, то он, конечно, в полной мере ощутит, осознает трагичность бытия, но… Но как с эти жить? Жить с таким восприятием мира невозможно, поэтому и гибнут все в пьесе Шекспира. Но мы-то выходим из театра чтобы жить и радоваться жизни?

Так вот за счет того, что Театральный коллектив дает такую четкую постановку проблемы (что с моей точки зрения – главное в этом спектакле), я зритель вынужден, просто вынужден вырывать себя из этой проблемы, искать решение. Именно решение, а не уход в сторону от проблемы.

На груди Гамлета – крест. Символ великого унижения и великой славы Христа. Мы, уже две тысячи лет знаем пример Христа и герои Шекспира знают Его. Однако чувствуем мы и действуем не как христиане, а как язычники, не знающие Христианской Любви. Ведь сказано нам: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,…» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 43-44).

Есть ответ. Только воспользоваться им не просто. Что это означало бы для Гамлета? Не очень понятно. Но почему только для Гамлета? А ты зритель?

Режиссеру очень важна тема зеркала. И не только в отношениях персонажей спектакля. Ему важно выставить зеркало и для зрителя. Важно, чтобы он увидел себя. Казалось бы как это возможно? Мы никого не убивали… Однако… Если ты подвинул кого-то и устроился на освободившемся месте, ты – Клавдий. Если подвинули тебя, ты пострадавший и источаешь обиду и желание отомстить, то ты – Гамлет, и сеешь вокруг себя злобу и нестроения. И это так и есть.

А ты можешь простить и любить врага? А если попытаться?

27 июня. Татьяна Губанова. Благодарю создавших этот чудесный спектакль.

Внимание! Наш театр «111» имени П.М.Ершова объявляет набор актёров в труппу театра. На собеседование приглашаются как актёры, имеющие актерское образование, так и желающие познать актёрское искусство школы П.М. Ершова по методу простых физических действий. Телефоны для справок — 8-965-196-14-01, 8-926-829-39-05.

Помощь Театру 111

Театр примет в хорошем состоянии старинную мебель, костюмы, чемоданы, шляпы, трости.

������¾������±����¯�¿�½����¯�¿�½������²������»������µ������½������¸������µ